Подмога «Кузнецову»: зачем России атомный авианосец

Андрей Васильев Русранд 18.06.2019 16:30 | Актуально и сейчас 78

Министерство обороны России начало работу над заданием (ТТЗ) на атомный авианосец для ВМФ страны. Предполагается, что он будет иметь ядерную энергетическую установку. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по первому отечественному атомному авианосцу начнутся в 2023 году. Андрей Васильев разбирался, нужен ли России новый авианосец.

Единственный авианесущий корабль флота ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» не такой старый, как принято считать. Этому кораблю чуть больше 30 лет — его спустили на воду в 1987 году, но лишь в 1991-м приняли в состав флота, так что формально «Кузя» (как его называют моряки и не только) не разменял еще четвертый десяток. Безусловно, если сравнивать характеристики российского корабля и авианесущих кораблей из состава ВМС США, то можно обнаружить серьезные отличия.

Американские авианосцы, как старые корабли типа «Нимиц», куда более возрастные, чем ТАВКР «Адмирал Кузнецов», имеют крайне ограниченные боевые способности и могут отражать лишь незначительные воздушные нападения. Для их полноценной защиты требуется внушительный эскорт — эсминцы, крейсеры и подводные лодки для прикрытия, благодаря которым авиакрыло может наносить удары.

«Адмирал Кузнецов» — корабль совершенно иного типа. Он может обороняться самостоятельно против массированных воздушных атак. В его распоряжении — зенитные и ракетные комплексы, с помощью которых можно отражать любые нападения с воздуха. Правда, возможности поражать корабли противника противокорабельными ракетами сейчас лишь опциональна — единственный раз, когда в рамках учений с борта ТАВКР «уходили» ракеты, — боевые стрельбы в 1994 году. Вероятно, после модернизации авианесущий крейсер получит новые ракеты, но случится это нескоро.

После боевого похода к берегам Сирии в экспертном сообществе стали поговаривать о скором списании «Кузнецова» из состава флота. Военный эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов пояснил Ruposters, что никакого смысла в списании корабля на данный момент нет. Корабль вполне вписывается в те задачи, которые сейчас ставятся перед флотом. Пока нет готового проекта и финансирования для кораблей нового типа, ТАВКР не будут выводить из состава ВМФ.

Забегая вперед, стоит сказать, что ни одного утвержденного Минобороны и ВМФ проекта по созданию авианосца с ядерным реактором до сих пор нет. Единственный корабль, который демонстрируется на выставках и регулярно упоминается в публикациях, — авианесущий корабль проекта 23000 «Шторм», макет которого показывали специалисты КГНЦ им. Крылова. Но этот корабль — лишь инициативная разработка центра, которая (по крайней мере пока) не имеет никакого отношения к реальному техническому заданию на новый российский авианосец. В мае 2019 года появились сообщения, что новый российский авианосец начнут разрабатывать в 2023 году. Предполагали, что новый корабль получит водоизмещение 70 тыс. тонн. Однако сумма, которую придется потратить Минобороны на строительство нового корабля, постоянно меняется.

Пока официальных данных нет, эксперты пытаются «прикинуть», сколько может стоить новый корабль. Военный эксперт Леонид Нерсисян отметил, что в конечном счете в России проекты такого масштаба, как правило, обходятся дешевле, но кроме головного корабля предстоит проделать титаническую работу.

Предугадать конечную стоимость нельзя, однако надо помнить, что разработка и строительство американского авианосца «Джеральд Форд» обошлись в $37 млрд. И это при том, что в США все хорошо с кораблестроением.

Кроме того, потребуется потратиться на возведение инфраструктуры, стоимость которой может составить до 20% от стоимости проекта в целом.

Другая сложность — ограниченное, если не сказать катастрофически малое, количество специалистов, способных не только проектировать корабли этого типа, но и строить их.

У России совершенно другая, отличная от США военная доктрина. И хотя ВМФ России — это инструмент защиты, а не нападения, локальные конфликты во многих частях мира, где (совершенно справедливо) есть российские интересы, могли бы «гаситься» боевой работой палубной авиации.

К слову, о палубной авиации. В России с летчиками-палубниками настоящая беда. Они в отличие от американских — «штучный товар», а их опыт несопоставим с американскими летчиками.

И хотя после возвращения Крыма в состав России началось строительство учебно-тренировочного комплекса для морской авиации (НИТКА) в Ейске, реальная посадка на авианосец не заменит даже год тренировки на аэродроме. Стоит отметить, что без полетов на палубе российские летчики остались минимум на три года. По другим, менее оптимистичным прогнозам, модернизация ТАВКР «Адмирал Кузнецов» может продлиться до пяти лет, и доки корабль покинет не ранее 2024–2025 года.

После этого ТАВКР «Адмирал Кузнецов» по-прежнему будет единственным авианесущим кораблем в составе Северного флота. Главный корабельный старшина БЧ-3 ВМФ России Олег Саморуков, отслуживший длительное время на одном из флагманов флота, пояснил, что исходя из условий и возможностей промышленности, нужно хотя бы четыре новых авианесущих корабля.

Если опять же исходить из потребностей флота, должно быть по два корабля на флот. Два на Северном, два на Тихоокеанском. Один в постоянной боевой готовности, второй — в ремонте или на модернизации. По словам Саморукова, строительство авианосца — настолько сложный и дорогостоящий проект, что увидеть его реальные очертания и понять масштаб специалисты смогут не ранее 2030 года. По словам военного моряка в запасе, такие корабли, несмотря на стоимость, нужны для постоянного присутствия ВМФ России в стратегических зонах интереса.

Андрей Васильев

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора